Об антикоррупционном запрете получения служащими каких-либо вознаграждений от физических и юридических лиц
В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Комитет по противодействию коррупции Республики Крым (далее – Комитет) напоминает об антикоррупционном запрете получения лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, в связи с выполнением ими служебных (должностных) обязанностей, каких-либо вознаграждений от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Комитет обращает внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, признаются соответственно собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность с возможностью их дальнейшего выкупа.
Необходимо отметить, что процедуры, предусмотренные локальными нормативными актами органов власти, предусматривающие сообщение отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации не распространяются на:
1) канцелярские принадлежности, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей;
2) цветы, к которым можно отнести срезанные цветы, цветы в горшках, цветочные корзины, искусственные цветы и т.п.;
3) подарки, в том числе ценные, вручаемые (получаемые) в качестве поощрения (награды) от имени государственного (муниципального) органа, организации, в которых должностное лицо проходит службу (осуществляет трудовую деятельность), иного государственного (муниципального) органа, организации, что подтверждается соответствующим распорядительным актом.
В этой связи, уведомлять о получении и сдавать вышеуказанные подарки не требуется, они являются собственностью одаряемого. В случае, если в ходе торжественной церемонии, на которой происходит поощрение (награждение), подарки вручаются всему коллективу (группе лиц) от имени их представителя нанимателя (руководителя), данные подарки сдаче не подлежат, поскольку такое дарение является формой поощрения (награды) от имени представителя нанимателя (работодателя).
Денежное вознаграждение, вручаемое одновременно с поощрением (наградой), является его составной частью в случае, если данное вознаграждение предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим порядок вручения соответствующего поощрения (награды). Таким образом, должностное лицо вправе получать от имени государственных (муниципальных) органов, организаций ценные подарки, вручаемые в качестве поощрения (награды), с одновременной выплатой денежного вознаграждения. Необходимо учитывать, что получение таких поощрений (наград) не исключает возможность возникновения конфликта интересов. Перед вручением должностному лицу соответствующего поощрения (награды) рекомендуется предварительно согласовать возможность такого поощрения (награждения) с представителем нанимателя (руководителем) должностного лица.
При этом получение должностным лицом подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями является правом должностного лица.
Получение какого-либо вознаграждения в иных случаях может расцениваться в качестве нарушения установленного запрета и повлечь за собой предусмотренную законодательством ответственность, в том числе уголовную.
Получение должностными лицами во внеслужебное время подарков от своих друзей или иных лиц, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции государственного (муниципального, административного) управления, также является нарушением установленного запрета.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести ущерб репутации государственного (муниципального) органа власти и поэтому является нежелательным.
При этом необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего.
С учетом изложенного, а также в целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства и организации просвещения в указанной сфере, Комитет рекомендует:
— провести персональные беседы с руководителями подведомственных организаций, служащими и работниками с целью доведения до них соответствующей информации;
— провести активную разъяснительную работу среди населения, в том числе посредством размещения информационного сообщения по данному вопросу на официальных сайтах соответствующих органов и подведомственных организаций, а также в помещениях, занимаемых указанными органами (организациями), и в иных помещениях, доступных для посещения.
В рамках проводимой работы наряду с федеральным и региональным законодательством целесообразно руководствоваться, в том числе, информационно-методическими документами, а именно:
— письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2017 № 18-4/10/В-7931 «О направлении рекомендаций
по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям»;
— разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.03.2020 по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10;
— рекомендациями по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (по состоянию на 30.06.2021);
— методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (по состоянию на 01.07.2024).